СЕМЕЙСТВО ВИАРДО И ТУРГЕНЕВ
Полина Виардо |
Повлияла ли необоримая привязанность Тургенева к Виардо на творчество писателя – пусть судят психоаналитики. Но на биографию, на судьбу – повлияла, безусловно.
Обратите внимание на корректность формулировки: мы не говорим к «Полине Виардо». Мы говорим просто «к Виардо», что позволяет подразумевать и собственно Полину, и всё её семейство – супруга Луи, дочерей Луизу, Клоди и Марианну, и сына Поля.
Во-первых, «роман» между Иваном Сергеевичем и его французской пассией на протяжении всех сорока (!) лет их знакомства оставался платоническим, что позволяло Тургеневу считаться «другом семьи», без зазрения совести периодически жить с этой семьёй под одной крышей и даже отдать в эту семью на воспитание свою дочь Пелагею.
А во-вторых, довольно быстро у писателя завязалась как бы параллельная по отношению к Полине дружба и с главой семейства, и с детьми.
Кстати…
Многочисленные медийные популяризаторы романтической истории «Тургенев и Полина Виардо», описывая знакомство писателя и певицы осенью 1843 года, почему-то забывают, что мадам Полина приехала с парижской «Итальянской оперой» на гастроли в Санкт-Петербург не одна, а с супругом, и что сначала (28 октября (10 ноября)), некий майор Комаров, петербуржский приятель Тургенева, познакомил молодого литератора именно с Луи Виардо, и лишь три дня спустя Иван Сергеевич был представлен Полине. Ей на тот момент исполнилось 22 года, Тургеневу – 25 лет.
Позднее Виардо писала: «Мне его представили со словами: "Это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт"».
И раз уж Луи был первым представителем семейства Виардо, с кем писателю довелось познакомиться, с его биографии и начнём.
Луи Виардо |
Родился Луи в 1800 году, то есть на момент знакомства с Иваном Сергеевичем ему было 43 года. Фактически и Иван, и Полина годились ему в дети.
После окончания школы прав в Париже, с 1823 года Луи Виардо писал статьи для некоторых либеральных газет. В 1838 году стал директором «Итальянского театра» в Париже. Именно за директора своей «оперы» вышла замуж восходящая 19-летняя звёздочка Полина, в девичестве – Гарсиа. Двадцатилетняя разница в возрасте с супругом её ничуть не смущала.
Вскоре Луи оставил директорский пост. Сопровождая свою жену в её артистических путешествиях, он посетил все европейские столицы, где изучал музеи и картинные галереи.
В дальнейшем круг его интересов, в том числе и деловых, сделался довольно обширен. В итоге, История запомнила Луи Виардо как писателя, историка искусства, художественного критика, театрального деятеля и переводчика.
С 1874 года Луи тяжело болел, после инсульта передвигался в инвалидном кресле и уже не выходил из дома.
Современник Тургенева художник Алексей Петрович Боголюбов описывает последнюю встречу писателя с Луи так:
«Одновременно с Иваном Сергеевичем стал хилеть его почтенный друг Виардо, ему было уже лет за 75. [в действительности – 83 года. – Прим. автора] Жизнь в рю Дуэ [парижский адрес Виардо и Тургенева. – Прим. автора] была тяжка для Тургенева, и вскоре он решил переехать на дачу в Буживаль. <…> Когда Тургенев оставлял свое жилье, его сносили с лестницы, а во втором этаже к двери подкатили на кресле умирающего Виардо. Друзья молча пожали друг другу руки и, сказав «Au revoir», расстались навеки, ибо через две недели Виардо не стало». [Луи Виардо умер 5 мая 1883 года. – Прим. автора]
Теперь вкратце о предмете воздыхания Ивана Сергеевича.
Полина Виардо |
Мишель Фердинанда Полин Гарсия Ситчес родилась в Париже. Её отец, тенор Мануэль Гарсиа, был учителем пения, композитором и импресарио. Мать, Хоакина Ситчес, играла в театре и пела в опере.
Рождённая в столь музыкальной семье, девочка обречена была пойти по стопам родителей. Она и пошла. Мечтая стать профессиональной концертной пианисткой, Полина брала уроки игры на фортепиано у молодого Ференца Листа, а также уроки контрапункта и гармонии у Антона Райха – учителя Листа и Гектора Берлиоза. Однако мать заставила сосредоточиться барышню на вокале. Этим она не то чтобы сломала судьбу дочери, но несколько её (судьбу) подпортила. Вместо великой пианистки получилась «так себе» певица.
Всей своей невеликой в европейском масштабе оперной славой Полина обязана деятельному супругу, усердно её «раскручивавшему» в качестве импресарио. Луи действительно очень любил свою «половинку», любил всю жизнь, но, увы, нельзя сказать, что чувства со стороны мадам Виардо были столь же сильны.
Тем, не менее, в 1841 году у супругов Виардо рождается дочь Луиза, в 1852-м – дочь Клоди, в 1854-м – дочь Марианна и в 1857-м – сын Поль.
Поскольку со временем у Тургенева завязались отношения и с детьми, расскажем и о них.
Луиза Эритт-Виардо |
Старшая дочь, Луиза (1841 - 1918), стала пианисткой, певицей и композитором. В 1863 году вышла замуж за Эрнеста Эритта, почётного консула и канцлера посольства Франции в Берне.
Исполнительская карьера Луизы была прервана из-за болезни. Продолжая петь от случая к случаю, она, в основном, посвятила себя композиции и преподаванию.
Луиза была, пожалуй, единственным членом семейства Виардо, кто относился к Тургеневу без симпатии, как к навязчивому «прихлебателю».
Средняя дочь, Клоди (1852 - 1914) стала художницей. Вышла замуж за Жоржа Шамро (Chamerot, 1845 - 1922), владелца типографии в Париже, родила двоих детей. В апреле 1879 года, Когда Клоди ждала второго ребёнка, её муж был назначен заместителем мэра муниципального округа.
Клоди была любимицей Ивана Сергеевича и отвечала ему взаимностью.
Вот пример: осенью 1879 года известная в музыкальных кругах покровительница изящных искусств Мари Линен пригласила Тургенева в Антверпен на премьеру оперы «Полиевкт» Гуно. Однако эта поездка не состоялась в связи с рождением у Клоди Шамро второго ребенка. Ну, кто Тургеневу Клоди? И уж тем более – кто ему её дитя? Ан, вот…
И именно Клоди Шамро принадлежит самый прочувствованный и потому пронзительный рисунок Тургенева на смертном одре.
Полина Виардо, Клоди и Марианна |
Младшая дочь Луи и Полины, Марианна (1854 - 1919), также стала художницей. Однако тургеневедам она известна не столько по своим работам, сколько по истории с замужеством.
В середине 70-х годов парижский салон мадам Виардо начал посещать молодой музыкант и композитор, ученик Сен-Санса, Габриэль Форе. Именно там он познакомился с Марианной и вскоре начал за барышней ухаживать. Апофеоза их роман достиг в июле 1877 года – молодые люди объявили о помолвке. Однако уже в ноябре по невыясненным историкам причинам помолвка была разорвана. Видимо, не сошлись в партитурах.
Сколько-то времени ушло на переживания, затем – новое знакомство и новый роман, и в итоге, Марианна Виардо вышла замуж за Альфонса Дювернуа – пианиста, композитора и музыкального педагога. В этом довольно позднем браке Марианна – в 28 лет – родила дочь. Это произошло в 1882 году.
И, наконец, младший ребёнок супругов Виардо Поль – (1857 - 1941).
К двадцати годам он стал вполне состоявшимся музыкантом. Дебютировав в 1875 году в парижском оркестре под управлением Жюля-Этьена Паделу, в 1876 году в качестве второй скрипки принял участие в струнном квартете под руководством Эрнесто Сивори, исполнившем в Париже премьеру квартета Джузеппе Верди.
В истории Поль оставил след как скрипач, дирижёр и композитор.
А теперь вернёмся к отношениям с семейством Виардо Тургенева.
Сначала Иван Сергеевич довольствовался «естественными» возможностями видеться с Полиной, благо, после не слишком продолжительных гастролей в Вене весной 1845 года «Итальянский театр» вновь обосновался в России.
Кстати, в этом нет ничего удивительного. Виардо – действительно была примой ЭТОГО театра, но сие свидетельствует не о выдающихся исполнительских талантах певицы, а о не слишком выдающемся уровне «Итальянской оперы». Европейская критика Полину Виардо сдержанно поругивала, а вот в российских столицах её встречали как звезду первой величины.
В том же 1845 году прозвучал первый «звоночек», предвещающий дальнейшую судьбу Тургенева: в мае супруги Виардо едут в Париж, и вскоре вслед за ними туда приезжает и Иван Сергеевич. Летом семейство перебирается в Куртавнель, своё имение под Парижем. Тургенев для свидания с Виардо также отправляется туда.
Дальше – больше.
8 (20) ноября 1846 года Тургенев пишет Виардо, что его добрые знакомые будут издавать новый прогрессивный журнал – «Современник», что он намерен публиковаться в этом журнале…
Казалось бы, молодому литератору, ещё не вполне уверенному в себе и в своём выборе творческой стези, уместно с головой погрузиться в новый проект, но…
Уже 28 ноября (10 декабря) Тургенев сообщает мадам Полине об устройстве своих дел и надежде во второй половине января присутствовать на её выступлениях в Германии.
В начале января 1847 года выходит первый номер «Современника» в котором, помимо прочего, опубликован рассказ «Хорь и Калиныч», положивший начало ставшим впоследствии «культовым» циклу «Записки охотника».
И что Тургенев? А Тургенев, как и планировал, выезжает в Берлин.
Людвиг Питч впоследствии писал:
«Причины, побудившие Тургенева в ноябре 1846 года [Пич немного ошибся с указанием даты. – Прим. автора] опять приехать в Берлин, задержали его, к немалому нашему удовольствию, до июня месяца следующего года. Это была дружба с гениальной драматической певицей Полиной Виардо-Гарсия, а также и с её мужем, французом, художественным критиком Луи Виардо. Артистка перед этим вернулась из России, где в обеих столицах возбудила доходивший до пароксизма энтузиазм легковоспламеняющейся и страстно любящей музыку русской публики. На обратном пути из Петербурга в Париж, в сентябре
Более пятнадцати лет после этого Тургенев находит в себе силы пребывать не только подле Полины, но и в иных местах – сообразно текущим делам, а если и живёт какое-то время близ семейства Виардо, то в отдельном съёмном жилище.
24 апреля 1863 года мадам Полина, заблаговременно уведомив публику о своем намерении покинуть большую сцену, даёт «прощальный концерт» – на парижской сцене в последний раз дают оперу Глюка «Орфей» с её участием. После этого семейство Виардо, продав свой замок в Куртавнеле, поселяется в Баден-Бадене, небольшом курортном городке в Германии, куда вслед за ними переезжает и Тургенев.
В течение пяти лет он снимает комнаты неподалёку от особняка Виардо, а для себя в октябре 1864 года начинает строить собственный дом.
Быстро завершить строительство не позволяют финансовые затруднения. Более того, из-за этих самых затруднений в январе 1868 года Тургенев вынужден продать свою баденскую недвижимость Луи Виардо. В апреле того же года Иван Сергеевич справляет в этом доме новоселье, но уже в качестве «квартиросъёмщика».
Баденская эпопея положила начало новой практике перемещения Ивана Сергеевича по Европе: начиная с Бадена он жил, в основном, там, где жила Полина, в непосредственной близости от возлюбленной, бывая в России непродолжительными «наездами». Почти все публиковавшиеся в России произведения писателя, создавались «на удалёнке».
В августе 1870 года начинается Франко-прусская война, и уже в начале октября семейство Виардо объявляет о своём намерении перебраться из кровавой континентальной мясорубки в спокойный Лондон. Формальный повод – денежные затруднения. «…ей [Полине Виардо. – Прим. автора] приходится пением в концертах, даванием уроков вырабатывать себе деньги – а деньги находятся теперь только в Англии», – пишет Тургенев.
В середине октября семейство Виардо обосновывается в Лондоне, а уже 1 (13) ноября туда же переезжает и друг семьи Иван Сергеевич.
В мае 1871 года война окончилась, и в начале августа супруги Виардо совершают «вылазку» в Париж – по-видимому, с целью определить, насколько комфортна жизнь в республиканской Франции. Вероятно, новый режим произвёл на них благоприятное впечатление, поскольку семейство решает вернуться в Париж, благо располагает там капитальной недвижимостью.
3 (15) августа 1871 года Тургенев пишет мадам Полине:
«Итак – Париж Вас очаровал! Что ж – я рад этому и полагаю, что решение вернуться на улицу Дуэ – правильное решение. А раз уж зашла об этом речь, почему бы и мне – поскольку у Вас будут комнаты для сдачи в наём – там не обосноваться? Для меня это будет всё-таки дешевле, чем в гостинице. Мысль эта пришла мне в голову только что. Подумайте об этом перед тем, как говорить с кем бы то ни было».
9 (21) ноября 1871 года Тургенев переезжает в Париж и поселяется в доме, принадлежащем г-же Виардо. Именно в нём Иван Сергеевич до конца жизни будет «коротать» слякотные европейские зимы.
В начале июня 1873 года семейство Виардо снимает в небольшом «коттеджном посёлке» Буживаль дом, как бы «дачу на лето», а 14 (28) июля, Тургенев приезжает к Виардо и поселяется у неё.
Вилла Виардо Ясени в Буживале |
По-видимому, жизнь в этом местечке настолько понравилась всем постояльцам съёмного дома, что уже в сентябре 1874 года Тургенев и супруги Виардо вскладчину покупают в Буживале шато «Les Frênes» («Ясени») – обширную усадьбу с садом и капитальным домом, причём, писатель с самого начала намеревается выстроить на территории владения сравнительно небольшой собственный домик.
Однако переехать туда сразу же не получилось – шато требовало неких «поправок».
Летние сезоны с 1873-го по сентябрь 1875 года Тургенев по своему обыкновению «квартирует» в Буживале у Виардо – сначала в съёмном доме, затем в «Ясенях». Тем временем в усадьбе идёт строительство его собственного дома.
И вот, наконец, 8 (20) сентября 1875 года писатель переезжает в своё жилище.
Именно в этом буживальском доме 22 августа (3 сентября) 1883 года Иван Сергеевич Тургенев скончался.
И вот ещё факт.
Дом Тургенева в Буживале |
19 апреля (1мая) 1877 года Тургенев составил завещание, в котором речь шла о его буживальском доме:
«Я передаю и завещаю госпоже Виардо, урожденной Мишель Полине Гарсиа, – или, если она умрёт раньше – её детям – дом, построенный мною на земле "Les Frênes", в Буживале, по адресу улица Мем, 16, во владении, где я являюсь землепользователем, а госпожа Виардо единственной владелицей. – Равным образом я передаю и завещаю госпоже Виардо или её детям всё движимое имущество, находящееся в означенном доме.
Составлено в Париже первого мая тысяча восемьсот семьдесят седьмого года.
Иван Тургенев»
Рассказывая о связи Тургенева с семейством Виардо – связи почти родственной – нельзя не упомянуть об одном весьма примечательном факте.
Полина Брюэр, дочь Тургенева |
Иван Сергеевич «обнаружил», что у него есть дочь, когда той исполнилось 8 лет. Пелагею, рождённую белошвейкой Авдотьей Ивановой от мимолётной связи с писателем, ему «предъявила» как факт его мать, Варвара Петровна. Тургенев, морально абсолютно не готовый к отцовству, с одним из извечных русских вопросов – «Что делать?» – обратился к Виардо.
«Глядя на это бедное маленькое создание <…>, я почувствовал свои обязанности по отношению к ней, – писал Иван Сергеевич в июле 1850 года, – и я их выполню — она никогда не узнает нищеты, я устрою её жизнь, как можно лучше…».
А дальше начинается:
«Скажите, что Вы обо всем этом думаете и что я должен сделать – я собираюсь отдать её в монастырь, где она останется до 12 лет – там и начнут её воспитание, Мне хотелось бы, чтоб Вы дали мне совет – я буду так счастлив ему последовать». <…>
«Дайте мне совет – всё, что исходит от Вас, исполнено такой доброты и такой искренности. Следует ли мне взять её с собой в Петербург?» <…>
«Итак, не правда ли, я могу рассчитывать на добрый совет, которому слепо последую, говорю вам заранее, Я верю, что полюблю эту бедную девочку, хотя бы уже потому, что, как мне кажется, Вы ею заинтересуетесь». <…>
«…её положение здесь, конечно, отвратительно. Из неё делают нечто вроде прислуги <…>. Я желаю, чтобы она была свободной, и она ею будет. <…> Не забывайте, что я серьёзно, и очень серьёзно рассчитываю на Ваши советы, позвольте сказать – на Ваши приказания. Мне сладостно произносить это слово, применяя его к Вам, и я буду счастлив вам повиноваться. Итак, милостивая государыня, решайте, я жду».
Что это, если не припудренная комплиментами и обильно сдобренная шантажом просьба к Полине взять ответственность за судьбу Пелагеи на себя?
В ответном письме сердобольная мадам Виардо, верно «расшифровав» прозрачные намёки, предложила Тургеневу перевезти девочку в Париж и воспитывать вместе со своими дочерьми. Писатель с радостью согласился.
В 1850 году восьмилетняя Пелагея навсегда оставила Россию, поселилась у Виардо и прожила в этом семействе в качестве воспитанницы (фактически – приёмной дочери Луи и Полины) семь лет – вплоть до 1857 года, когда Тургенев вынужден был отдать девицу для дальнейшего обучения и воспитания во французский пансион. (Отношения между Полинеттой – так на европейский лад перелицевали русское имя Пелагея – и Полиной Виардо, а также её старшей дочерью Луизой с самого начала сложились довольно напряжённые.)
Остаётся внести последние штрихи в биографию самой Полины Виардо.
После возвращения в августе 1871 года во Францию из лондонской «эмиграции» Полина преподавала в Парижской консерватории – вплоть до смерти мужа в 1883 году, а также держала музыкальный салон на бульваре Сен-Жермен.
Салон Мадам Виардо ок. 1853 |
Баденский салон Виардо |
В 1910 году мадам Виардо умерла в возрасте 88 лет, окружённая любящими родственниками. Похоронена на кладбище Монмартр в Париже.
Заметим, что женщина, которой Иван Сергеевич посвятил свою жизнь, перед которой преклонялся и чьи таланты превозносил, сегодня известна лишь тургеневедам – в качестве возлюбленной писателя – и узкому кругу музыкальных историков. Ну, не была она в своё время звездой первой величины, не была!
А вот имя Тургенева стало достоянием мировой культуры.