ПАРТИТУРА 1854-1863 гг.

Вначале следует объяснить временной промежуток, которым ограничена первая часть книги – с 1854 по 1863 год. Возраст Ивана Сергеевича – от 36 до 45 лет.

1856 год

1862 год

Начало, 1854 год, продиктован причинами «техническими» – именно этим годом датировано самое раннее письмо Тургенева из собрания, переданного Спасскому-Лутовинову семьёй Коньковых.

А вот год, завершающий этот период, 1863-й, выбран нами в связи с тем, что он – знаковый в биографии писателя. Именно в 1863 году Тургенев вслед за семейством Виардо переехал в Баден-Баден, построил там себе дом, и именно с тех пор бо́льшую часть времени стал проводить за границей, посещая Россию «наездами».

 

Вилла Тургенева в Баден-Бадене

Разумеется, писатель бывал в Европе и раньше, но всё-таки период до 1863 года в его жизни можно считать российским – за вычетом 1847-1850 годов, проведённых Тургеневым преимущественно в Берлине и Париже. С этого, пожалуй, и начались «странствия» писателя вослед за Полиной Виардо и её семейством.

И хотя много позже, в 1880 году, вспоминая об этом периоде, Иван Сергеевич говорил о политических мотивах отсутствия в России («В 1846 г. я вторично уехал за границу, пробыл там до 1849 или 1850 г. Реакция в России в это время сделалась до того сильна, что я колебался возвратиться в отечество и уже задумался о том, как бы сделаться совсем политическим эмигрантом».), хорошо знавший его Людвиг Пич видел иную картину:

 

Полина Виардо

«Причины, побудившие Тургенева в ноябре 1846 года опять приехать в Берлин, задержали его, к немалому нашему удовольствию, до июня месяца следующего года. Это была дружба с гениальной драматической певицей Полиной Виардо-Гарсия, а также и с её мужем, французом, художественным критиком Луи Виардо. Артистка перед этим вернулась из России, где в обеих столицах возбудила доходивший до пароксизма энтузиазм легковоспламеняющейся и страстно любящей музыку русской публики. На обратном пути из Петербурга в Париж, в сентябре 1846 г., артистка в продолжение трёх месяцев играла на сцене итальянской оперы в Берлине, а с 1 января 1847 года вступила на пять месяцев слишком в берлинскую королевскую оперу. Этому обстоятельству мы обязаны и приездом Тургенева в Берлин и долгим его пребыванием там вместе с семьей, с которой он сблизился».

Да, Полина Виардо…

В 1854 году безнадёжная и «бесперспективная» любовь Тургенева к этой женщине длилась одиннадцатый (!) год. Читая письма Ивана Сергеевича, нельзя не учитывать этот застарелый эмоциональный фон.

 

Итак…

 

К началу этого периода, 1854 году, в жизни Тургенева успело произойти следующее:

Бо́льшая часть рассказов цикла «Записки охотника» не только опубликована в журнале «Современник», но и выпущена в 1852 году отдельной книгой, вскоре переведённой на немецкий и французский языки. 

16 (28) апреля того же года Тургенев арестован, а в мае выслан в родовую усадьбу, в Спасское, под надзор полиции. Формально репрессии обрушились на писателя за публикацию им в Москве статьи на смерть Гоголя, которую цензура запретила в Петербурге. Но сам Тургенев был убеждён и неоднократно повторял, что арестовали его и отправили на жительство в деревню «в сущности за "Записки охотника"».

Ещё до высылки, пребывая под арестом на петербургской «съезжей» квартире под присмотром частного пристава, Тургенев пишет рассказ «Муму», ставший для российской (советской и постсоветской) культуры одним из самых известных литературных брендов. (Помните анекдот застойных времён? «Странно… "Муму" написал Тургенев, а памятник почему-то Пушкину…»)

В спасской ссылке, окончившейся в конце осени 1853 - начале зимы 1854 года, Иван Сергеевич начинает работу над романом «Два поколения», впоследствии – «Отцы и дети».

Собственно, именно в период 1854-1863 гг. Тургеневым помимо «Рудина» была написана бо́льшая часть его романов: 1858 – «Дворянское гнездо», 1859 – «Накануне», 1861 – «Отцы и дети». (Указаны годы завершения работы над произведениями.) Позже появились только  «Дым» (1867) и «Новь» (1876).

То есть смело можно утверждать, что именно в это неполное десятилетие к Тургеневу пришла заслуженная писательская слава – как в своём отечестве, так и за его пределами.

В 1854 году Тургенев – уже полноправный владелец Спасского. Матушка писателя, Варвара Петровна, скончалась в 1850-м.

После ссылки Иван Сергеевич почти ежегодно приезжает в своё родовое поместье. Именно там в 1856 году начата работа над повестью «Фауст», там летом-осенью 1858-го написан роман «Дворянское гнездо», годом позже – «Накануне»; в 1861 году именно в Спасском завершён роман «Отцы и дети».

 

Карикатура на роман «Отцы и дети» в журнале «Оса», 1863 год

В этот период Тургенев пропустил обязательные ежегодные визиты в родовую усадьбу дважды. В 1857 году – конец весны и всё лето он провёл за границей (в Англии – в разнообразных литературных хлопотах, а также в Германии и во Франции – на курортах, поправляя здоровье), и в 1860-м – пол-лета Тургенев вновь лечился в Германии, затем – вторую половину лета и осень – делил время между Куртавнелем, где гостил у семейства Виардо, и Лондоном, где встречался с Герценом.

24 апреля 1863 года Полина Виардо, заблаговременно уведомив публику о своем намерении покинуть большую сцену, даёт «прощальный концерт»: на парижской сцене в последний раз дают оперу Глюка «Орфей» с её участием. После этого семейство Виардо вместе со своей воспитанницей, дочерью Тургенева Пелагеей, продав свой замок в Куртавнеле, поселяется в Баден-Бадене, небольшом курортном городке в Германии, куда вслед за ними переезжает и Тургенев.

 

 

Поскольку весьма значимую роль в жизни Тургенева играли его отношения с литературными критиками и его отношение к литературной критике, рассказывая о периоде 1854-1863 гг., нельзя не упомянуть о сотрудничестве Ивана Сергеевича с журналом «Современник». История эта долгая и непростая. Если же вкратце…

Главный идеолог этого журнала, Виссарион Григорьевич Белинский, стал «крёстным отцом» начинающего литератора Ивана Тургенева на поприще писательства.

 

Сотрудники журнала Современник,
1856 г.

Именно в «Современнике» в 1847 году были опубликованы первые рассказы цикла «Записки охотника», сразу же обратившие на себя внимание читающей публики и заставившие запомнить имя автора.

Редколлегия «Современника», в которую входили Николай Алексеевич Некрасов, Иван Иванович Панаев, Николай Гаврилович Чернышевский и Николай Александрович Добролюбов, а также многие авторы журнала, признанные теперь классиками русской литературы, в течение тринадцати лет образовывали круг общения Ивана Сергеевича.

Но 1860 году у Тургенева возникли серьёзные идеологические разногласия с Добролюбовым. Писатель поставил перед руководившим «Современником» Некрасовым ультиматум: «Или я, или он». Некрасов «выбрал» Добролюбова.

В результате, Тургенев перестал сотрудничать с одним из самых прогрессивных российских журналов и разорвал отношения с его «рулевыми» – Некрасовым, Добролюбовым, Чернышевским.

 

 

Историю с «Современником» уместно рассматривать в контексте сложившейся к этому времени общественно-политической ситуации в Российской империи.

В 1841 году Тургенев – после обучения в Берлинском университете и знакомства с мировым культурным наследием в Италии и Австрии – вернулся в Россию. Пожалуй, лишь с этого момента можно говорить о серьёзном влиянии «среды обитания» на мировоззрение начинающего литератора.

Но нас интересует начальная дата – 1854 год.

Николай I

Идёт 29-й, предпоследний год царствования Николая I.

В «популярной» истории он известен как император, казнивший декабристов. Но стоит, наверное, напомнить, что за тридцать лет правления Николаем I Российской империей это был единственный смертный приговор.

 

События на Сенатской площади произошли в день, на который назначена была присяга войск новому самодержцу. Неудивительно, что годы пребывания его на престоле считаются годами репрессивного давления на общество. Вспомним слова Тургенева – «Реакция в России в это время сделалась до того сильна…»

 

Казнь декабристов

Действительно, уже 1826 году при Императорской канцелярии Третьего отделения для слежения за состоянием умов в государстве была основана тайная полиция. В том же году вышел Цензурный устав, прозванный его современниками «чугунным». Запрещалось печатать практически всё, что имело какую-либо политическую подоплёку – усиление цензуры было связано с прокатившейся по Европе волне революций.

В результате проводимой цензурной политики дважды был сослан на Кавказ Михаил Лермонтов. По распоряжению царя были закрыты журналы «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп», преследовался П. Чаадаев и его издатель Надеждин, был запрещён к постановке в России Ф. Шиллер.

И в то же время…

В сентябре 1826 года Николай I принял освобождённого им из михайловской ссылки Пушкина, выслушал его признание в том, что 14 декабря 1825 года Пушкин был бы с заговорщиками, но поступил с ним милостиво: избавил поэта от общей цензуры (решил сам цензурировать его сочинения).

Статья Тургенева на смерть Гоголя, запрещенная цензурой к публикации в Санкт-Петербурге, всё-таки выходит в Москве. Да и наказание, последовавшее за этой статьёй – ссылка в родовое поместье, – едва ли можно считать серьёзным.

Если же говорить об «антикрепостнических» «Записках охотника» как о реальной причине ссылки, то и рьяным поборником «рабовладельческой» формы крепостного права Николая I назвать нельзя: в 1841 году им была запрещена продажа крестьян поодиночке (без семей) и без земли, а в 1848-м крепостные получили право выкупаться на волю с землёй при продаже имения помещика за долги, а также право приобретать недвижимую собственность.

Весьма показателен для тех лет расцвет журнала «Современник» как проводника откровенно революционных идей. При Николае I «чугунный» цензурный устав ничуть не мешал изданию систематически «дискредитировать власть». Окончательно и бесповоротно журнал был закрыт лишь 28 мая 1866 года личным распоряжением императора Александра II – после покушения на него Каракозова, у которого при обыске были найдены экземпляры «Современника».

 

   

Александр II

18 февраля (2 марта) 1855 года (Тургеневу 36 лет) на российский престол вступил Александр II. То есть бо́льшая часть рассматриваемого нами исторического периода (за вычетом первого года) прошла при его правлении.

 

В общественно-политической жизни страны наступила «оттепель», сопровождавшаяся… ростом общественного недовольства. Эпоха царствования Александра II завершалась трагически – разгулом политического террора. (До 1863 года на самодержца было совершено два покушения. После 1863-го – ещё три состоявшихся покушения, два несостоявшихся, и, наконец, в 1881 году, убийство царя.)

Что же успел сделать Александр II до 1863 года? Отменить крепостное право. Это произошло в 1861 году. Кажется, долгожданное событие никого не обрадовало. Крестьяне перестали считаться «движимым имуществом» помещиков, но вся земля по-прежнему принадлежала последним. Бывшие крепостные получили возможность арендовать её, как и прежде, либо выплачивая оброк, либо отрабатывая аренду барщиной.

В 1863 году Александром II были осуществлены финансовая реформа и реформа высшего образования.

 

 

Прежде чем мы перейдём к письмам Тургенева, написанным им в 1854-1863 гг., хотелось бы обратить внимание на одно обстоятельство, справедливое вообще ко всем письмам писателя.

На большинстве своих посланий Иван Сергеевич имел обыкновение указывать место и дату написания. Россия – вплоть до 1918 года – жила по Юлианскому календарю (его даты в исторических документах мы «маркируем» обозначением «ст.ст.» – «старый стиль»), на 13 дней отстававшего от общеевропейского, Григорианского. Так во́т, письма, которые Тургенев писал, будучи в России, он датировал «старым стилем», а письма, написанные им в Европе – «новым». В некоторых письмах, предназначенных для отправки либо из-за границы российским адресатам, либо наоборот, из России в Европу, Иван Сергеевич указывал обе даты.