Гюстав ФЛОБЕР Вернуться

Гюстав Флобер (фр. Gustave Flaubert; 1821-1880) – французский прозаик-реалист, один из крупнейших европейских писателей XIX века.

Много работал над стилем своих произведений, выдвинув теорию «точного слова» (le mot juste). Наиболее известен как автор романа «Мадам Бовари» (1856).

Близкий друг Тургенева.

Писатели познакомились в 1863 году, когда Иван Сергеевич подарил Флоберу свои сочинения в переводе на французский язык. Флобер ответил:

«Я давно уже вижу в вас мастера. Но чем больше я вас читаю, в тем большее изумление приводит меня ваш талант. Меня восхищает ваша манера повествования, одновременно пылкая и сдержанная, ваше сочувствие к людям, которое распространяется на малых сих и одухотворяет пейзаж».

Два великолепных, утончённых стилиста искренне восхищались творчеством друг друга. В 1877 году Тургенев перевёл на русский язык и опубликовал повести Флобера «Иродиада» и «Легенда о святом Юлиане».

Именно Флобер в начале 1870-х сформировал парижский круг общения Ивана Сергеевича, познакомив его с молодыми французскими писателями – Альфонсом Доде, Ги де Мопассаном и Эмилем Золя.

Именно у Флобера, преимущественно, проходили знаменитые «Обеды Пяти».

При этом речь идёт не только о литературной близости и взаимопонимании, но и о тёплых человеческих отношениях, настоящей дружбе. В письмах друг другу Флобер и Тургенев делились своими радостями и горестями; жаловались, сетовали, утешали, подбадривали…

Необыкновенно тонко и точно взаимную привязанность этих двух людей описал Альфонс Доде в своём эссе «Тургенев»:

«Этих гениальных людей связывала свойственная им обоим простодушная доброта. <…> Бахвал, фрондер и донкихот, Флобер со своим громоподобным голосом, беспощадной наблюдательностью и повадками воина-нормандца был мужской половиной этого духовного брака. Но кто бы заподозрил, что второй колосс, с его мохнатыми бровями и огромным лбом, сродни тонкой, чуткой женщине, много раз описанной им в романах, русской женщине, нервной, томной, страстной, дремлющей, как восточная рабыня, трагичной, как готовая взбунтоваться сила? Среди великой людской неразберихи души попадают иной раз не в ту оболочку: мужская душа оказывается в женском теле, женская душа – в грубом обличье циклопа».

Известие о смерти Флобера в мае 1880 года стало настоящим ударом для Ивана Сергеевича: «Это до того меня потрясло и огорчило, что не могу писать больше».

В те же дни Тургенев признаётся Эмилю Золя: «Нет надобности говорить Вам о моем горе: Флобер был человеком, которого я любил более всех на свете».

Первое же своё произведение, опубликованное после смерти друга – «Песнь торжествующей любви», Тургенев посвятил его памяти.