Алексей Константинович Толстой (1817-1875), троюродный брат Льва Николаевича.
Русский писатель, поэт и драматург; переводчик и сатирик; соавтор литературной маски «Козьма Прутков». Наиболее известные его произведения – роман «Князь Серебряный» и былины «Садко», «Илья Муромец» и «Алёша Попович».
Почти одногодки, Тургенев и А.К. Толстой, были знакомы друг с другом с 1852 года, когда близкий ко двору литератор (Толстой) оказал неоценимую услугу автору «Записок охотника», взявшись за его защиту и способствуя прекращению опалы и отмене ссылки Тургенева в Спасское. Впоследствии Алексей Константинович вступился за Тургенева ещё раз, в 1863 году, когда Двор выразил недовольство в связи с общением писателя с лондонской эмиграцией.
19 (31) мая 1853 года Тургенев писал о Толстом своей знакомой Софье Андреевне Миллер (Бахметевой), будущей жене Алексея Константиновича: «Это человек сердечный, который возбудил во мне большое чувство уважения и благодарности. Он едва знал меня, когда случился со мной мой неприятный случай, и, несмотря на это, никто мне не выказал столько сочувствия, как он, <…> я счастлив, что я благодарен Т<олстому> – и всю жизнь сохраню к нему это чувство».
Это начало отношений.
Конец им положила смерть Алексея Константиновича. Вот строки из письма (по сути – некролога), отправленного Тургеневым редактору «Вестника Европы» М.М. Стасюлевичу 5 (17) октября 1875 года:
«…мне хочется только высказать несколько мыслей, внушённых воспоминанием о симпатической личности отошедшего в вечность поэта.
Я сказал: поэта. Да; он был им несомненно, вполне, всем существом своим; он был рожден поэтом, а это в наше время везде – и пуще всего в России – большая редкость. <…>
…он имел все качества, свойства, весь пошиб литератора в лучшем значении слова. Не будучи одарен той силой творчества, тем богатством фантазии, которые присущи первоклассным талантам, Толстой обладал в значительной степени тем, что одно даёт жизнь и смысл художественным произведениям, а именно: собственной, оригинальной и в то же время очень разнообразной физиономией; он свободно, мастерской рукою распоряжался родным языком, лишь изредка поддаваясь то искушениям виртуозности – желанию пощеголять архаическими, правда, иногда весьма счастливыми, оборотами, то другим, мгновенным соображениям, в сущности чуждым, как вообще все политическое, его сердцу и уму. Он оставил в наследство своим соотечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые – в течение долгих лет – стыдно будет не знать всякому образованному русскому; он был создателем нового у нас литературного рода – исторической баллады, легенды; на этом поприще он не имеет соперников…».