МОПАССАН Вернуться

Ги де Мопассан (фр. Guy de Maupassant, 1850 - 1893) – крупнейший французский новеллист, поэт, мастер рассказа с неожиданной концовкой. За девять лет опубликовал не менее двадцати сборников короткой прозы, во многом близкой натурализму.

Оригинальный художник, он опирался на французский национальный художественный опыт от средневековых фаблио до Мериме и Бальзака. Но своими учителями называл всегда двух писателей: Флобера и Тургенева.

Именно у Флобера на одном из литературных собраний в 1876 году Мопассан был представлен Тургеневу.

«Изо всей молодой школы романистов во Франции самый талантливый г. де Мопассан», – утверждал Тургенев, рекомендуя Стасюлевичу к публикации в его журнале «Вестник Европы» произведения писателя. О том, как высоко ценил Иван Сергеевич талант Мопассана, рассказывают и современники в своих мемуарах. «Больше всего он возлагал надежды на Ги де Мопассана... – вспоминает И.Я. Павловский, – последний всегда читал ему свои сочинения в рукописи. По отзывам И. С. <...> роман Мопассана "Une Vie" («Жизнь». – Прим. автора) – величайший шедевр. Он был в таком восторге от него, что предложил М. М. Стасюлевичу купить эту рукопись...».

После смерти Гюстава Флобера в 1880 году самым близким человеком для Тургенева среди его французских коллег стал Мопассан.

И Тургеневу и Мопассану была близка философия Шопенгауэра с её пессимистическими мотивами, убеждением, что всё в мире преходяще перед лицом смерти. Подобные мысли навещали Тургенева в последние годы.

Мопассан посвятил Тургеневу свой сборник «Заведение Телье» как «дань глубокой признательности и великого восхищения».

На смерть Тургенева Мопассан отозвался двумя очерками: «Иван Тургенев» и «Изобретатель слова нигилист». В первом из них он назвал Тургенева «великим русским романистом», одним из «величайших гениев русской литературы» и поставил его в один ряд с Пушкиным, Гоголем и Лермонтовым. Он отметил его «дар могучий наблюдательности». Но особое внимание он уделил личности русского писателя, в котором талант соединился с высокими личными качествами: «Не было души более открытой, более тонкой и проникновенной, не было таланта, более пленительного, сердца, более честного и благородного».