Словосочетание «Таинственные (как вариант – мистические) повести» придумано тургеневедами, литературными критиками и издателями в качестве некой условной ёлки, вокруг которой можно водить хороводы.
Речь идёт о следующих произведениях Ивана Сергеевича: «Призраки» (1863), «Собака» (1864), «Странная история» (1869), «Стук... Стук... Стук!...» (1870), «Сон» (1876), «Рассказ отца Алексея» (1877), «Песнь торжествующей любви» (1881), «После смерти» («Клара Милич») (1883)
Сам Тургенев никогда эти рассказы и повести ни в какие циклы не объединял и одеялом общего названья их укрыть не пытался.
Связывает же эти весьма стилистически разнородные произведения одно: в каждом – так или иначе, в том или ином виде – присутствует некая «чертовщинка», мистика. Нечто, что невозможно объяснить ни причудами бытия, ни промыслом божьим.
Несмотря на то, что Иван Сергеевич в письмах частенько характеризовал эти опусы как «безделицы и пустячки», он относился к ним вполне серьёзно. Повести публиковались, и не только на русском, и Тургенев переживал, если критика принимала их с недоумением или не принимала вовсе.
Хронологически появление таинственных повестей трудно увязать с какими-то внешними обстоятельствами жизни писателя. Часть их и вовсе написана параллельно с работой над «программными» произведениями.
По мотивам последней из «таинственных повестей» («Клара Милич») в 1915 году российским режиссёром Евгением Бауэром был снят 46-минутный «немой» фильм с первоначальным авторским названием – «После смерти», первый отечественный «хоррор».
В этом же году рассказ был экранизирован и другим режиссёром – Эдвардом Пухальским.