И вновь начнём с объяснения временны́х рамок представленного ниже периода – 1864-1877 гг. (возраст Тургенева, соответственно, от 46 до 59 лет).
1867 год |
1877 год |
Начало – 1864 год – просто продолжает предыдущую часть. А конец – год 1877-й – выбран нами как знаковый в творческой биографии Тургенева. В январе и феврале 1877 года в двух номерах журнала «Вестник Европы» был опубликован последний роман Ивана Сергеевича – «Новь».
Во-первых, писатель рассчитывал, что сформулированные в романе идеи реабилитируют его в глазах всего российского истеблишмента. Классик пребывал тогда в двусмысленном положении: консерваторы считали его излишне свободомыслящим, а «оппозиция» – напротив, чрезмерно либеральным и мягкотелым.
А, во-вторых, романом «Новь» Тургенев намеревался завершить свою литературную карьеру.
К счастью, намерение «раскланяться с читателями» после публикации «Нови» Иван Сергеевич так и не осуществил. Но это было последнее крупное произведение писателя – веха, выбранная нами в качестве нижнего рубежа второй части «Эпистолярной симфонии».
1877 год примечателен ещё и тем, что к этому времени в Европе завершились многочисленные войны между сопредельными государствами. Осуществился передел многих европейских границ; подошла к концу череда буржуазных революций и национальных восстаний. В России же всё только начиналось.
Александр II |
В период с 1864 по 1877 годы держава не знала покоя.
Всё это время царствовал Александр II. Время его правления принято считать своеобразной «оттепелью» – после «закручивания гаек» его отцом, Николаем I.
Проводимые императором реформы были действительно прогрессивны – как с точки зрения эволюции механизмов государственного строя, так и с точки зрения гражданских свобод. Но как вскоре выяснилось, «прогрессивно мыслящие» россияне все общественно-политические послабления со стороны самодержавия восприняли как слабость власти и принялись эту власть «травить».
Началось всё с появления всевозможных радикально настроенных «кружков» и «тайных обществ». А вскоре появились первые революционеры, пропагандировавшие идеологию терроризма как метода борьбы с властью. В 1866 году была предпринята первая попытка убийства Александра II – знаменитое покушение Дмитрия Каракозова.
Кстати, лишь после этого покушения царь личным своим распоряжением велел закрыть вредоносный журнал «Современник» – у Каракозова на квартире обнаружили экземпляры этого издания.
Примечательно, что Тургенев, в своё время смертельно разобиженный на «редколлегию» «Современника», на закрытие журнала не реагирует никак – не злорадствует и не сочувствует. Во всяком случае, в его письмах, датированных летом 1866 года, об этом событии не упоминается.
Лишь в письме А.А. Фету от 15 (27) июля проскальзывает: «Вы называете себя умершим поэтом – что несправедливо; но и с умершими поэтами могут случиться бе́ды: пример – наш ex-друг, Некрасов».
В 1870-е годы «левые» настроения в России заметно усилились. Оппозиционные сообщества множились по всей империи. И если в начале-середине 70-х годов бо́льшая их часть занималась антиправительственной пропагандой и агитацией, то во второй половине 70-х наметился явный крен в сторону активных действий.
В 1873 - 1874 гг. около трёх тысяч человек, преимущественно из числа интеллигенции, под видом «простых людей» отправились в сельскую местность с целью пропаганды революционных идей (т. н. «хождение в народ»).
Огарев и Герцен |
Все эти «бурления» Тургенева затронули по касательной. В 1862 году Третьим («политическим») отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии было заведено Дело «О лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами» – Герценом и Огарёвым. В число подозреваемых попал и Иван Сергеевич. Он здо́рово тогда перетрусил (не видя при этом за собой никакой вины), всячески хорохорился, но, в итоге, так и отделался лёгким испугом. Уже в феврале 1864 года все подозрения с писателя были сняты.
В дальнейшем российские власти Тургенева не беспокоили.
При этом события общественно-политической жизни России 1864-1877 гг., его либеральных взглядов не изменили, однако нашли отражение в знаковом для писателя романе «Новь».
И самое время перейти к жизни и творчеству Ивана Сергеевича.
Во-первых, в течение периода 1864-1877 гг. Иван Сергеевич периодически – и достаточно регулярно – наведывался в Санкт-Петербург и Москву; во-вторых, время от времени лечился на европейских курортах; в-третьих, навещал Спасское-Лутовиново и, наконец, в-четвёртых, в конце июля 1873 года на письмах Тургенева впервые появляется обратный адрес «Буживаль».
В Спасском-Лутовинове за эти тринадцать лет прижившийся в Европе писатель побывал пять раз. В 1865 году – с 3 (15) июня по 11 (29) июля. В этот приезд принимал у себя в гостях А.А. Фета. На охоту приятели не пошли из-за скверной погоды;
затем в 1868-м – с 13 (25) июня по 25 июня (7 июля). Писатель работает над «Литературными и житейскими воспоминаниями»;
затем в 1870-м – с 2 (14) июня по 26 июня (8 июля). Иван Сергеевич приехал тогда в Спасское не один, а с Уильямом Рольстоном, британским писателем, славистом и переводчиком.
Следует заметить, что этот визит Тургенева в Спасское в 1870 году не сводился к увеселениям и общению с друзьями. Иван Сергеевич усердно (и весьма успешно) продавал земли своих поместий и не менее усердно перерабатывал повесть «Степной король лир».
Следующая побывка в Спасском-Лутовинове датируется 1874-м годом – с 5 (17) июня по 27 июня (9 июля). За это время написан рассказ «Стучит!», начата работа над рассказом «Часы».
Юлия Вревская |
В тот приезд Тургенев слёг с «припадком подагры в колене». Узнав об этом, к нему приехала Юлия Петровна Вревская. С 19 по 26 июня она ухаживала за писателем.
И, наконец, последний в рассматриваемый здесь период визит в родовую усадьбу случился в 1876 году – с 6 (18) июня по 17 (29) июля. За это время была написана статья «Несколько слов о Жорж Санд» и закончена черновая рукопись романа «Новь».
Роман, с которым писатель связывал большие надежды (о причинах мы говорили выше), увидел свет в январском и февральском номерах «Вестника Европы» за 1877 год.
Первоначальная реакция критиков на роман была преимущественно отрицательной, причём как со стороны консервативного лагеря, так и со стороны народников. Однако после появления в печати материалов судебного дела «процесса пятидесяти» и особенно после судебного процесса Веры Засулич отношение к «Нови» в демократическом лагере стало меняться. Некоторые критики, сравнивая образ Марианны в романе и Засулич, даже называли Тургенева пророком.
Конечно же, за эти тринадцать лет (1864 - 1877) свет увидела не только «Новь». Написаны и изданы и другие произведения Тургенева. Это было весьма плодотворное для писателя время.
Во-первых, в №3 за 1867 год журнала «Русский вестник» опубликован пятый по счёту (и, как позже выяснится – предпоследний) роман Тургенева «Дым». Особых восторгов это произведение не вызвало – как со стороны критики, так и со стороны читателей.
Во-вторых, Иван Сергеевич вернулся к обессмертившему его циклу рассказов «Записки охотника», причём, начал с рассказа абсолютно нового, являвшегося, впрочем, завершением истории, уже поведанной автором ранее. «Чертопханов и Недопюскин» был написан в 1848 году и опубликован в первом издании «Записок…», а в 1872 году Тургенев написал рассказ «Конец Чертопханова».
Два других рассказа, дополнивших цикл, – «Стучит!» и «Живые мощи» – были доработаны Иваном Сергеевичем из черновых набросков, появившихся в 40-х, в пору работы над основным массивом «Записок…».
В-третьих, за эти тринадцать лет Иваном Сергеевичем написано много произведений, жанровую принадлежность которых он сам затруднялся определить – не то большой рассказ, не то небольшая повесть:
1864 – «Призраки» (несмотря на то, что поводом для написания этого произведения, по свидетельству самого Тургенева, стали пейзажные впечатления и зарисовки, для вербального воплощения нуждавшиеся в какой-то сюжетной форме, «Призраки» можно считать дебютом Ивана Сергеевича в мистическом жанре. Впоследствии писатель всё чаще обращался к этому жанру. К числу «таинственных повестей» Тургенева относятся «Песнь торжествующей любви», «Собака», «Сон», «Рассказ отца Алексея» и «Клара Милич».);
В 1866 году написан рассказ «Бригадир»;
в 1868-м – повесть «Несчастная»;
в 1870-м – повести «Странная история», «Степной король Лир» и «Собака»;
в 1871-м – рассказ «Стук… стук… стук!..»;
в 1872-м – повесть «Вешние воды»;
в 1874-м написан рассказ «Пунин и Бабурин»;
в 1876-м – рассказ «Часы»;
в 1877-м – повести «Сон» и «Рассказ отца Алексея».
И, наконец, в 1877-м году Тургенев написал два первых своих стихотворения в прозе. Первое – 8 июля, второе – в августе. Второе являлось как бы развитием темы первого, поэтому оба они назывались «Дрозд».
Валентина Делессер |
Теперь немного о событиях личной жизни Ивана Сергеевича и о его собственном восприятии этих событий.
После разрыва дочери Полинетты со своим женихом в 1863 году, Тургенев при активном содействии своей парижской подружки, светской львицы мадам Делессер начинает подыскивать для девушки нового претендента на руку и сердце. В течение 1864 года ряд кавалеров не проходят кто дресс-код, кто тест-драйв, и лишь в конце года Полинетта знакомится с будущим мужем, Гастоном Брюэром.
13 (25) февраля 1865 молодые играют свадьбу, и Пелагея Тургенева становится Полиной Брюэр.
5 (17) июля 1872 года Иван Сергеевич становится дедом – Полинетта рожает дочь Жанну, а 27 июля (9 августа) 1875-го у супругов Брюэр появляется на свет сын Жорж-Альбер. (Более подробно о непростой истории этой семьи смотри здесь.
Почти анекдот.
В 1868 году Тургеневу должно было исполниться (и исполнилось) 50 лет. Уже в январе он начинает по этому поводу слегка истерить. В письме Анненкову от 2 (14) января Иван Сергеевич заявляет, что для него наступивший год – «климатерический»:
«Во-первых, мне в нём минет пятьдесят лет, а во-вторых, я родился в 1818 году, в понедельник, 28-го октября, и в нынешнем году 28-е октября – в понедельник, и начался год в понедельник. Вот и лезут в голову мухи, всякие сомненьица, как будто всё это имеет малейший смысл! Но уж люди так устроены: без "абсурда" они пропали».
В следующем письме другу (от 7 (19) января) Тургенев развивает эту мысль:
«Я Вам писал о том, что нынешний год для меня "климатерический". Вот еще новые два факта: в 1868 году совершится 25 лет, как я познакомился с г-жой Виардо, и 25 лет, как стал сочинительствовать».
Ещё анекдот.
30 мая (11 июня) -1(13) июня 1872 года Тургенев написал и отправил Полине и Луи Виардо короткое прощальное письмо из Москвы:
«У меня в настоящий момент сильный приступ холеры, настоящей, и я боюсь, что не выкарабкаюсь. Пока у меня есть ещё время, хочу сказать вам, что последние мои мысли – с вами, и горечь смерти сильно возрастает при мысли, что она застигла меня в дали от всего, что я любил и люблю в этом мире. Прощайте! Прощайте!».
Дело в том, что писатель всю жизнь панически боялся заболеть именно холерой, и неудивительно, что во всяком своём недомогании он распознавал её признаки.
В 1872 году – с 1 июня по 31 декабря старого стиля – в Москве действительно свирепствовала холера, однако мнительный Иван Сергеевич, принял за эту страшную болезнь очередной приступ подагры – недуга, отравлявшего писателю почти всю взрослую жизнь и регулярно нарушавшего его планы.
Удивительно, но Тургенев, прекрасно знавший, что главная причина подагрических болей – злоупотребление жирной мясной пищей, фруктами и сладостями, за обеденным столом ни в чём себя не ограничивал.
Из Баден-Бадена в Париж в ноябре 1871 года Иван Сергеевич переселился уже признанным мэтром, известным и почитаемым в Европе.
Разумеется, Тургенев продолжал дружить и приятельствовать и со старыми своими знакомцами – Анненковым, Боткиным, Фетом, Полонским – но общение с ними сводилось преимущественно к переписке, личные встречи были редки и нерегулярны. Писатель же нуждался в круге близких по духу людей, с которыми можно было бы общаться «онлайн», вживую.
Эдмон Гонкур |
Появилась возможность встречаться с французскими коллегами по литературному цеху, с которыми писатель много лет поддерживал эпистолярные отношения и возобновлять давние короткие знакомства.
Со своей старшей современницей, Жорж Санд, Тургенев познакомился в июне 1845 года, в Куртавнеле, поместье Виардо. По возвращении в Париж Иван Сергеевич вознамерился возобновить знакомство, однако впервые приехал в Ноган, где жила писательница, лишь осенью 1872 года вместе с мадам Полиной и двумя её взрослыми дочерьми. Полину Виардо связывала с Жорж Санд тридцатилетняя дружба.
В 1857 году Тургенев познакомился с Проспером Мериме.
Личное знакомство с Гюставом Флобером писатель завёл в 1863 году, когда подарил будущему близкому другу свои сочинения в переводе на французский язык.
С Эдмоном Гонкуром он познакомился феврале 1863 года на одном из литературных обедов в парижском ресторане Маньи, но следующая встреча состоялась лишь 2 марта 1872-го на обеде у Флобера..
В начале семидесятых годов Флобер, с которым у Тургенева сложились особенно тёплые отношения, знакомит Ивана Сергеевича с молодыми французскими писателями – Альфонсом Доде, Ги де Мопассаном и Эмилем Золя. Так сформировался круг общения писателя.
А к 1874 году закономерно сформировался и его (общения) формат.
О том, как это происходило, красноречиво говорят хроники:
19 февраля (2 марта)
Гюстав Флобер |
10 (22) марта1872г. – обедает с Флобером у Э. Гонкура;
26 апреля (8 мая)
«Обедает», «обедает», «обедает»… (это мы возвращаемся к теме подагры)
И – вот оно:
2 (14) апреля 1874 года – обедает в кафе «Риш» с Э. Гонкуром, А. Додэ, Золя и Флобером.
Именно этот обед положил начало шестилетней традиции регулярных встреч за обильно накрытым столом Тургенева и упомянутых выше французских писателей. В историю литературы эти встречи вошли под названиями «Обеды Пяти» и «Обеды Флобера».
Литературные застолья, повлиявшие на стиль французских писателей и способствовавшие как популяризации их произведений в России, так и популяризации русской классики в Европе, стали значительной вехой в истории мировой литературы. Но как же подагра-то, Иван Сергеевич?
Вилла Виардо Ясени в Буживале |
И в заключение – буживальская эпопея.
В начале июня 1873 года семейство Виардо снимает в Буживале дом с намерением ежегодно проводить здесь летние месяцы.
Буживаль тогда представлял собой расположенный среди живописных ландшафтов «коттеджный посёлок» неподалёку от Парижа.
По-видимому, жизнь в этом райском уголке настолько понравилась всем постояльцам съёмного жилища, что уже в сентябре 1874 года Тургенев и супруги Виардо вскладчину покупают в Буживале шато «Les Frênes» («Ясени») – обширную усадьбу с садом и капитальным домом, причём, писатель с самого начала намеревается выстроить на территории владения сравнительно небольшой собственный домик – повторяется баден-баденская «история».
Однако переехать в шато сразу же не получается – строение требует неких архитектурно-отделочных доработок. Новоселье справляют лишь в июле 1875 года.
А в сентябре того же года Тургенев заселяется в свой сравнительно небольшой дом.
Отныне эта «дача» становится постоянной «летней резиденцией» Ивана Сергеевича.
Забегая вперёд, напомним, что именно в этом буживальском доме 22 августа (3 сентября) 1883 года Иван Сергеевич Тургенев скончался.