ПАРТИТУРА 1864-1877 гг. Вернуться

 

И вновь начнём с объяснения временны́х рамок представленного ниже периода – 1864-1877 гг. (возраст Тургенева, соответственно, от 46 до 59 лет).

1867 год

1877 год

Начало – 1864 год – просто продолжает предыдущую часть. А конец – год 1877-й – выбран нами как знаковый в творческой биографии Тургенева. В январе и феврале 1877 года в двух номерах журнала «Вестник Европы» был опубликован последний роман Ивана Сергеевича – «Новь».

Во-первых, писатель рассчитывал, что сформулированные в романе идеи реабилитируют его в глазах всего российского истеблишмента. Классик пребывал тогда в двусмысленном положении: консерваторы считали его излишне свободомыслящим, а «оппозиция» – напротив, чрезмерно либеральным и мягкотелым.

А, во-вторых, романом «Новь» Тургенев намеревался завершить свою литературную карьеру.

К счастью, намерение «раскланяться с читателями» после публикации «Нови» Иван Сергеевич так и не осуществил. Но это было последнее крупное произведение писателя – веха, выбранная нами в качестве нижнего рубежа второй части «Эпистолярной симфонии».

1877 год примечателен ещё и тем, что к этому времени в Европе завершились многочисленные войны между сопредельными государствами. Осуществился передел многих европейских границ; подошла к концу череда буржуазных революций и национальных восстаний. В России же всё только начиналось.

 

 

Александр II

В период с 1864 по 1877 годы держава не знала покоя.

Всё это время царствовал Александр II. Время его правления принято считать своеобразной «оттепелью» после «закручивания гаек» его отцом, Николаем I.

Проводимые императором реформы были действительно прогрессивны – как с точки зрения эволюции механизмов государственного строя, так и с точки зрения гражданских свобод. Но как вскоре выяснилось, «прогрессивно мыслящие» россияне все общественно-политические послабления со стороны самодержавия восприняли как слабость власти и принялись эту власть «травить».

Началось всё с появления всевозможных радикально настроенных «кружков» и «тайных обществ». А вскоре появились первые революционеры, пропагандировавшие идеологию терроризма как метода борьбы с властью. В 1866 году была предпринята первая попытка убийства Александра II – знаменитое покушение Дмитрия Каракозова.

Кстати, лишь после этого покушения царь личным своим распоряжением велел закрыть вредоносный журнал «Современник» – у Каракозова на квартире обнаружили экземпляры этого издания.

Примечательно, что Тургенев, в своё время смертельно разобиженный на «редколлегию» «Современника», на закрытие журнала не реагирует никак – не злорадствует и не сочувствует. Во всяком случае, в его письмах, датированных летом 1866 года, об этом событии не упоминается.

Лишь в письме А.А. Фету от 15 (27) июля проскальзывает: «Вы называете себя умершим поэтом – что несправедливо; но и с умершими поэтами могут случиться бе́ды: пример – наш ex-друг, Некрасов».

 

В 1870-е годы «левые» настроения в России заметно усилились. Оппозиционные сообщества множились по всей империи. И если в начале-середине 70-х годов бо́льшая их часть занималась антиправительственной пропагандой и агитацией, то во второй половине 70-х наметился явный крен в сторону активных действий.

В 1873 - 1874 гг. около трёх тысяч человек, преимущественно из числа интеллигенции, под видом «простых людей» отправились в сельскую местность с целью пропаганды революционных идей (т. н. «хождение в народ»).

Огарев и Герцен​​​​​​​

Все эти «бурления» Тургенева затронули по касательной. В 1862 году Третьим («политическим») отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии было заведено Дело «О лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами» – Герценом и Огарёвым. В число подозреваемых попал и Иван Сергеевич. Он здо́рово тогда перетрусил (не видя при этом за собой никакой вины), всячески хорохорился, но, в итоге, так и отделался лёгким испугом. Уже в феврале 1864 года все подозрения с писателя были сняты.

В дальнейшем российские власти Тургенева не беспокоили.

При этом события общественно-политической жизни России 1864-1877 гг., его либеральных взглядов не изменили, однако нашли отражение в знаковом для писателя романе «Новь».

И самое время перейти к жизни и творчеству Ивана Сергеевича.

 

 

Во-первых, в течение периода 1864-1877 гг. Иван Сергеевич периодически – и достаточно регулярно – наведывался в Санкт-Петербург и Москву; во-вторых, время от времени лечился на европейских курортах; в-третьих, навещал Спасское-Лутовиново и, наконец, в-четвёртых, в конце июля 1873 года на письмах Тургенева впервые появляется обратный адрес «Буживаль».

В Спасском-Лутовинове за эти тринадцать лет прижившийся в Европе писатель побывал пять раз. В 1865 году – с 3 (15) июня по 11 (29) июля. В этот приезд принимал у себя в гостях А.А. Фета. На охоту приятели не пошли из-за скверной погоды;

затем в 1868-м – с 13 (25) июня по 25 июня (7 июля). Писатель работает над «Литературными и житейскими воспоминаниями»;

затем в 1870-м – с 2 (14) июня по 26 июня (8 июля). Иван Сергеевич приехал тогда в Спасское не один, а с Уильямом Рольстоном, британским писателем, славистом и переводчиком.

Следует заметить, что этот визит Тургенева в Спасское в 1870 году не сводился к увеселениям  и общению с друзьями. Иван Сергеевич усердно (и весьма успешно) продавал земли своих поместий и не менее усердно перерабатывал повесть «Степной король лир».

Следующая побывка в Спасском-Лутовинове датируется 1874-м годом – с 5 (17) июня по 27 июня (9 июля). За это время написан рассказ «Стучит!», начата работа над рассказом «Часы».

Юлия Вревская

В тот приезд Тургенев слёг с «припадком подагры в колене». Узнав об этом, к нему приехала Юлия Петровна Вревская. С 19 по 26 июня она ухаживала за писателем.

И, наконец, последний в рассматриваемый здесь период визит в родовую усадьбу случился в 1876 году – с 6 (18) июня по 17 (29) июля. За это время была написана статья «Несколько слов о Жорж Санд» и закончена черновая рукопись романа «Новь».

Роман, с которым писатель связывал большие надежды (о причинах мы говорили выше), увидел свет в январском и февральском номерах «Вестника Европы» за 1877 год.

Первоначальная реакция критиков на роман была преимущественно отрицательной, причём как со стороны консервативного лагеря, так и со стороны народников. Однако после появления в печати материалов судебного дела «процесса пятидесяти» и особенно после судебного процесса Веры Засулич отношение к «Нови» в демократическом лагере стало меняться. Некоторые критики, сравнивая образ Марианны в романе и Засулич, даже называли Тургенева пророком.

 

Конечно же, за эти тринадцать лет (1864 - 1877) свет увидела не только «Новь». Написаны и изданы и другие произведения Тургенева. Это было весьма плодотворное для писателя время.

Во-первых, в №3 за 1867 год журнала «Русский вестник» опубликован пятый по счёту (и, как позже выяснится – предпоследний) роман Тургенева «Дым». Особых восторгов это произведение не вызвало – как со стороны критики, так и со стороны читателей.

Во-вторых, Иван Сергеевич вернулся к обессмертившему его циклу рассказов «Записки охотника», причём, начал с рассказа абсолютно нового, являвшегося, впрочем, завершением истории, уже поведанной автором ранее. «Чертопханов и Недопюскин» был написан в 1848 году и опубликован в первом издании «Записок…», а в 1872 году Тургенев написал рассказ «Конец Чертопханова».

Два других рассказа, дополнивших цикл, – «Стучит!» и «Живые мощи» – были доработаны Иваном Сергеевичем из черновых набросков, появившихся в 40-х, в пору работы над основным массивом «Записок…».

В-третьих, за эти тринадцать лет Иваном Сергеевичем написано много произведений, жанровую принадлежность которых он сам затруднялся определить – не то большой рассказ, не то небольшая повесть:

1864 – «Призраки» (несмотря на то, что поводом для написания этого произведения, по свидетельству самого Тургенева, стали пейзажные впечатления и зарисовки, для вербального воплощения нуждавшиеся в какой-то сюжетной форме, «Призраки» можно считать дебютом Ивана Сергеевича в мистическом жанре. Впоследствии писатель всё чаще обращался к этому жанру. К числу «таинственных повестей» Тургенева относятся «Песнь торжествующей любви», «Собака», «Сон», «Рассказ отца Алексея» и «Клара Милич».);

В 1866 году написан рассказ «Бригадир»;

в 1868-м – повесть «Несчастная»;

в 1870-м – повести «Странная история», «Степной король Лир» и «Собака»;

в 1871-м – рассказ «Стук… стук… стук!..»;

в 1872-м – повесть «Вешние воды»;

в 1874-м написан рассказ «Пунин и Бабурин»;

в 1876-м – рассказ «Часы»;

в 1877-м – повести «Сон» и «Рассказ отца Алексея».

И, наконец, в 1877-м году Тургенев написал два первых своих стихотворения в прозе. Первое – 8 июля, второе – в августе. Второе являлось как бы развитием темы первого, поэтому оба они назывались «Дрозд».

 

Валентина Делессер

Теперь немного о событиях личной жизни Ивана Сергеевича и о его собственном восприятии этих событий.

После разрыва дочери Полинетты  со своим женихом в 1863 году, Тургенев при активном содействии своей парижской подружки, светской львицы мадам Делессер начинает подыскивать для девушки нового претендента на руку и сердце. В течение 1864 года ряд кавалеров не проходят кто дресс-код, кто тест-драйв, и лишь в конце года Полинетта знакомится с будущим мужем, Гастоном Брюэром.

13 (25) февраля 1865 молодые играют свадьбу, и Пелагея Тургенева становится Полиной Брюэр.

5 (17) июля 1872 года Иван Сергеевич становится дедом – Полинетта рожает дочь Жанну, а 27 июля (9 августа) 1875-го у супругов Брюэр появляется на свет сын Жорж-Альбер. (Более подробно о непростой истории этой семьи смотри здесь.

 

Почти анекдот.

В 1868 году Тургеневу должно было исполниться (и исполнилось) 50 лет. Уже в январе он начинает по этому поводу слегка истерить. В письме Анненкову  от 2 (14) января Иван Сергеевич заявляет, что для него наступивший год – «климатерический»:

«Во-первых, мне в нём минет пятьдесят лет, а во-вторых, я родился в 1818 году, в понедельник, 28-го октября, и в нынешнем году 28-е октября – в понедельник, и начался год в понедельник. Вот и лезут в голову мухи, всякие сомненьица, как будто всё это имеет малейший смысл! Но уж люди так устроены: без "абсурда" они пропали».

В следующем письме другу (от 7 (19) января) Тургенев развивает эту мысль:

«Я Вам писал о том, что нынешний год для меня "климатерический". Вот еще новые два факта: в 1868 году совершится 25 лет, как я познакомился с г-жой Виардо, и 25 лет, как стал сочинительствовать».

 

Ещё анекдот.

30 мая (11 июня) -1(13) июня 1872 года Тургенев написал и отправил Полине и Луи Виардо короткое прощальное письмо из Москвы:

«У меня в настоящий момент сильный приступ холеры, настоящей, и я боюсь, что не выкарабкаюсь. Пока у меня есть ещё время, хочу сказать вам, что последние мои мысли – с вами, и горечь смерти сильно возрастает при мысли, что она застигла меня в дали от всего, что я любил и люблю в этом мире. Прощайте! Прощайте!».

Дело в том, что писатель всю жизнь панически боялся заболеть именно холерой, и неудивительно, что во всяком своём недомогании он распознавал её признаки.

В 1872 году – с 1 июня по 31 декабря старого стиля – в Москве действительно свирепствовала холера, однако мнительный Иван Сергеевич, принял за эту страшную болезнь очередной приступ подагры – недуга, отравлявшего писателю почти всю взрослую жизнь и регулярно нарушавшего его планы.

Удивительно, но Тургенев, прекрасно знавший, что главная причина подагрических болей – злоупотребление жирной мясной пищей, фруктами и сладостями, за обеденным столом ни в чём себя не ограничивал.

 

 

Из Баден-Бадена в Париж в ноябре 1871 года Иван Сергеевич переселился уже признанным мэтром, известным и почитаемым в Европе.

Разумеется, Тургенев продолжал дружить и приятельствовать и со старыми своими знакомцами – Анненковым, Боткиным, Фетом, Полонским – но общение с ними сводилось преимущественно к переписке, личные встречи были редки и нерегулярны. Писатель же нуждался в круге близких по духу людей, с которыми можно было бы общаться «онлайн», вживую.

Эдмон Гонкур

Появилась возможность встречаться с французскими коллегами по литературному цеху, с которыми писатель много лет поддерживал эпистолярные отношения и возобновлять давние короткие знакомства.

Со своей старшей современницей, Жорж Санд, Тургенев познакомился в июне 1845 года, в Куртавнеле, поместье Виардо. По возвращении в Париж Иван Сергеевич вознамерился возобновить знакомство, однако впервые приехал в Ноган, где жила писательница, лишь осенью 1872 года вместе с мадам Полиной и двумя её взрослыми дочерьми. Полину Виардо связывала с Жорж Санд тридцатилетняя дружба.

В 1857 году Тургенев познакомился с Проспером Мериме.

Личное знакомство с Гюставом Флобером писатель завёл в 1863 году, когда подарил будущему близкому другу свои сочинения в переводе на французский язык.

С Эдмоном Гонкуром он познакомился феврале 1863 года на одном из литературных обедов в парижском ресторане Маньи, но следующая встреча состоялась лишь 2 марта 1872-го на обеде у Флобера..

В начале семидесятых годов Флобер, с которым у Тургенева сложились особенно тёплые отношения, знакомит Ивана Сергеевича с молодыми французскими писателями – Альфонсом Доде, Ги де Мопассаном и Эмилем Золя. Так сформировался круг общения писателя.

А к 1874 году закономерно сформировался и его (общения) формат.

О том, как это происходило, красноречиво говорят хроники:

19 февраля (2 марта) 1872 г. – Тургенев обедает вместе с Э. Гонкуром и Т. Готье у Флобера;

Гюстав Флобер

10 (22) марта1872г. – обедает с Флобером у Э. Гонкура;

26 апреля (8 мая) 1873 г. – обедает с Жорж Санд, Э. Гонкуром и Флобером у Вофура.

«Обедает», «обедает», «обедает»… (это мы возвращаемся к теме подагры)

И – вот оно:

2 (14) апреля 1874 года – обедает в кафе «Риш» с Э. Гонкуром, А. Додэ, Золя и Флобером.

Именно этот обед положил начало шестилетней традиции регулярных встреч за обильно накрытым столом Тургенева и упомянутых выше французских писателей. В историю литературы эти встречи вошли под названиями «Обеды Пяти» и «Обеды Флобера».

Литературные застолья, повлиявшие на стиль французских писателей и способствовавшие как популяризации их произведений в России, так и популяризации русской классики в Европе, стали значительной вехой в истории мировой литературы. Но как же подагра-то, Иван Сергеевич?

 

 

Вилла Виардо Ясени в Буживале

И в заключение – буживальская эпопея.

В начале июня 1873 года семейство Виардо снимает в Буживале дом с намерением ежегодно проводить здесь летние месяцы.

Буживаль тогда представлял собой расположенный среди живописных ландшафтов «коттеджный посёлок» неподалёку от Парижа.

По-видимому, жизнь в этом райском уголке настолько понравилась всем постояльцам съёмного жилища, что уже в сентябре 1874 года Тургенев и супруги Виардо вскладчину покупают в Буживале шато «Les Frênes» («Ясени») – обширную усадьбу с садом и капитальным домом, причём, писатель с самого начала намеревается выстроить на территории владения сравнительно небольшой собственный домик – повторяется баден-баденская «история».

Однако переехать в шато сразу же не получается – строение требует неких архитектурно-отделочных доработок. Новоселье справляют лишь в июле 1875 года.

А в сентябре того же года Тургенев заселяется в свой сравнительно небольшой дом.

Отныне эта «дача» становится постоянной «летней резиденцией» Ивана Сергеевича.

Забегая вперёд, напомним, что именно в этом буживальском доме 22 августа (3 сентября) 1883 года Иван Сергеевич Тургенев скончался.