Бетти Паоли [настоящее имя Барбара Элизабет Анна Глюк] (1814-1894) – австрийская поэтесса, прозаик, журналистка и переводчица.
Барышня родилась в Вене в обеспеченной, но далёкой от искусства семье. Она получила хорошее образование, но рано осиротела и осталась без средств к существованию, поэтому с 16 лет зарабатывала на жизнь, учительствуя в России и Польше. Затем в жизни девушки произошло два знаменательных события: во-первых, она обнаружила в себе поэтический дар; во-вторых, стала деловым партнёром известно филантропа Йозефа Вертхаймера. А в итоге, стала чем-то вроде австрийской Веры Полозковой XIX века. Этого было достаточно для попадания в общеевропейскую литературную ОБОЙМУ тех лет. Европейские писатели не просто были знакомы друг с другом лично, и общение их не исчерпывалось совместными обедами. Шло непрерывное взаимное «продвижение» – совершенно бескорыстное, просто во имя обогащения национальных культур современными иноязычными произведениями.
Так, в какой-то момент Бетти Паоли занялась «популяризацией» у себя на родине литературы, почитаемой за пределами Австрии. Для перевода с русского она выбрала произведения Пушкина и Тургенева. Так состоялось её заочное знакомство с Иваном Сергеевичем. И знакомство это произвело на поэтессу столь сильное впечатление, что в 1869 году в очередном сборнике своих стихов она опубликовала посвящённый Тургеневу сонет. Начинался он с таких строк:
«В тщеславье шлю тебе этот привет,
Великий Мастер, которому дана власть,
Запутанный клубок, человеческую жизнь,
Распутать своими уверенными, мудрыми руками».
Сборник этот Паоли отправила Тургеневу, тот откликнулся исполненным благодарности письмом. И вполне логично, что несколько лет спустя барышня обратилась к Тургеневу с просьбой рекомендовать свои пьесы для австрийских театров.
На этом можно было бы поставить точку, если бы не одно забавное обстоятельство. Летом 1873 года состоялось очное знакомство Тургенева и Паоли. По дороге в Карлсбад Иван Сергеевич остановился в Вене, где и нанёс визит ведущей австрийской поэтессе и культуртрегерше. О том, как прошла встреча, позволяют судить строки из письма, адресованного Полине Виардо, причём это даже не впечатления между делом, а прицеп постскриптума:
«P.S. М-ль Бетти Паоли совершенно такая, как вы сказали: не-вы-но-симая».